Счетчики
Яндекс.Метрика

Денежная оценка земель нехозяйственного назначения

Денежная оценка земель нехозяйственного назначенияДенежная оценка земельных участков является важной экономической характеристикой земельных участков, применяется для определения размера земельного налога, государственной пошлины отчуждении земельных участков, арендной платы, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства и т. п..

Исторически в Украине сложились три отдельных методических направления проведения нормативной денежной оценки земель, а именно: нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения (постановление Кабинета Министров Украины от 23.03.1995 № 213 и от 16.11.2011 № 1248);

Нормативная денежная оценка земель населенных пунктов (постановление Кабинета Министров Украины от 23.03.1995 № 213); нормативная денежная оценка земель несельскохозяйственного-го назначения за пределами населенных пунктов (постановление Кабинета Министров Украины от

30.05.1997 № 525).

Учитывая, что методические основы проведения нормативной денежной оценки земель разрабатывались во второй половине 1990-х годов, в современных условиях они уже далеко не всегда согласуются с действующим земельным законодательством, а также, иногда, становятся причиной произвольного применения исходных данных разработчиками документации по оценке земель.

Таким образом, существует потребность в совершенствовании методических основ проведения нормативной денежной оценки земель в Украине, которая, по мнению автора, должно осуществляться на следующих принципах:

1) для приведения методики оценки в соответствие с требованиями Закона Украины «Об оценке земель» (далее – Закон), показатели оценки должны определяться исключительно как капитализированный рентный доход с земельного участка, определяется по установленным и утвержденным нормативам;

2) с целью недопущения произвольного определения базы оценки, оценки должно осуществляться, прежде всего, по площадям различных земельных угодий в пределах оцениваемого участка, зафиксированных в данных Государственного земельного кадастра и отражены на ее кадастровом плане, а не по целевому назначению или виду экономической деятельности владельца земли (землепользователя), содержание которых может быть истолковано в достаточно широких пределах;

3) для предельного упрощения доступа заинтересованных лиц к данным нормативной денежной оценки земельных участков, методика должна создавать предпосылки для предоставления показателей оценки в форме выдержек из технической документации по нормативной денежной оценке земель административно-территориальных образований.

Научно-методические основы денежной оценки земель в Украине раскрываются в работах Ю. Ф. Дегтяренко [1], А. И. Драп-ковского, В. Зайца, В. Ки-лочки [2], Ю. М. МАНЦЕВИЧ, Ю. М. Палехи [1], А. М. Третьяка [3] и других. В то же время подходы к совершенствованию методических основ нормативной денежной оценки не-сельскохозяйственного назначения оставались малодослидже-ными.

В октябре 2011 года автором статьи был предложен новый подход к нормативной денежной оценки земель несильськогоспо-ственного назначения за пределами населенных пунктов, был нормативно закреплен постановлением Кабинета Министров Украины от 23.11.2011 № 1278 «Об утверждении Методики нормативной денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель населенных пунктов) », которая предусматривает, что новая методика оценки будет применяться уже с 1 января 2013.

Целью статьи является анализ существующих и усовершенствованных методических подходов к проведению нормативной денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения (за пределами населенных пунктов), а также определение перспектив совершенствования порядка проведения такой оценки.

Недостатки старой методики оценки земель

По данным Государственного земельного кадастра, за пределами населенных пунктов в Украине находится около 6460000 землевладений и землепользователи ний, причем несильськогоспо-ственные земли совокупно составляют около 15100000 га, или 28,6%.

■ земель природно-заповедного и другого природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения – на основе нормативного среднегодового экономического эффекта от использования в соответствии земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения в расчете на один квадратный метр;

■ земель лесного фонда – на основе нормативного среднегодового экономического эффекта от использования лесных земель лесного фонда определенного типа лесорастительных условий в определенной лесорастительных зоне и определенной группе и категории защитности лесов;

■ земель водного фонда – на основе нормативного среднегодового экономического эффекта от использования земельных участков.

При этом, главными недостатками этой Методики следует считать:

1) необходимость проведения большого количества проектно-выискивала-ных и административных процедур связанных с составлением, экспертизой и утверждением районным советом технической документации по нормативной денежной оценки для каждого земельного участка несильськогосподарсь кого назначения, значительно усложняет процедуру оценки, сдерживает темпы ее проведения и увеличивает стоимость услуг по оценке для конечных потребителей – владельцев земельных участков и землепользователей;

2) определение рентного дохода при нормативной денежной оценке земель промышленности, транспорта и связи, энергетики на основе затрат на обустройство участков, фактически ставило показатели оценки в зависимости от результатов хозяйствования владельцев земельных участков (землепользователей)

3) нечеткую процедуру определения коэффициента, который учитывает функциональное использование

Земельного УЧАСТКА (Кф), опирающийся на учет заявленных для органов государственной статистики основных видов деятельности собственника земельного участка (землепользователя), следствием чего становится ситуация, когда фактически оцениваются не характеристики.

Что предусматривает новая методика

Новая методика оценки, одобренная постановлением Кабинета Министров от 23.11.2011 № 1278, предусматривает, что объектом площадь земельного участка; рентный доход для соответствующей категории срок капитализации (в годах); коэффициент, учитывающий местоположение земель, коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка и устанавливается в зависимости от состава угодий земельного участка в соответствии с данными Государственного земельного кадастра, коэффициент, учитывающий принадлежность земельного участка к землям природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; коэффициент индексации нормативной денежной оценки земель.

Рентный доход для соответствующей категории земель (Рд), на которые делятся земли Украины по основному целевому назначению, определяется как доход, который можно получить в результате использования земельного участка в зависимости от ее качества и местоположения. Нормативы рентного дохода для соответствующих категорий земель определяться Минагрополитики политики.

Значение рентного дохода для каждой категории земель можно будет установить на основе анализа результатов государственных статистических наблюдений по формированию чистой прибыли (убытка) и рентабельности операционной хозяйственный статус землепользователя; необходимость приведения методики оценки в соответствие с принятыми после вступления в силу законодательных актов (Земельного и Налогового кодексов Украины, законов Украины «Об оценке земель», «О землеустройстве», «О Государственном земельном кадастре» и др.).

Значением независимо от того, к какой категории она отнесена (кроме земельного участка сельскохозяйственного назначения). При этом формула определения нормативной денежной оценки земельного участка (Цин) будет выглядеть:

Деятельности предприятий по видам экономической деятельности за последние периоды (5-7 лет), а также данных учета количества земель по категориям. Соответствующие расчеты следует провести на общегосударственном уровне с последующей дифференциацией полученных нормативов рентного дохода до уровня АР Крым и областей на основе данных о социально-экономическом положении регионов Украины.

Срок капитализации рентного дохода (Ск) методике установлено: для всех категории земель (кроме земель лесного фонда) – 33 года, для земель лесного фонда – 50 лет.

Коэффициент, учитывающий региональные факторы местоположения кадастрового квартала (Кр) должен определяться на основе построения геоинформационной модели, позволит устанавливать расстояние от центроиду кадастрового квартала до

А) центроиду населенного пункта, являющегося административным центром района;

Б) центроиду ближайшего к кадастрового квартала населенного пункта, имеющего магистральные пути сообщения. Непосредственное значение коэффициента для каждого кадастрового квартала следует определять на основе соотношения расстояния между центроидом этого квартала и центроидом соответствующего населенного пункта до среднего значения этого расстояния, определенной по всем кадастровыми кварталами административного района, земля которого оценивается.

Стоит отметить, что по состоянию на сентябрь 2012 года в рамках проекта «Выдача государственных актов на право собственности на землю в сельской местности и развитие системы кадастра» составлен индексную кадастровую карту на площади 98,2% от запланированного объема. Полное завершение работ по составлению индексной кадастровой карты планируется осуществить до 1 июля 2012.

При определении коэффициента Кр также отдельно должно учитываться вхождения кадастрового квартала в пригородной зоны крупных городов. Получение соответствующей информации целесообразно осуществлять в соответствии с Порядком обмена информацией между градостроительным и государственным земельным кадастрами, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 25.05.2011 № 556.

лицензированная оценка земли Киев оценка земельного участка .

Fatal error: Class 'Get_links' not found in /home/evgeni11/zemelniyuchastok.pp.ua/www/wp-content/themes/green_hands_wp/comments.php on line 164