Счетчики
Яндекс.Метрика

Формирование государственного земельного банка Украины

Формирование государственного земельного банка УкраиныОдним из приоритетных направлений современной аграрной политики является завершение реформирования земельных отношений и вовлечения в экономический оборот – стоимости земель, в рыночный оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения и прав на них.

Сейчас на государственном уровне обозначены концептуальные основы формирования отечественного рынка сельскохозяйственных земель, определены приоритетные направления дальнейшего развития, разработан ряд нормативно-правовых актов, регулирующих его деятельность. В частности, следующий этап реформирования предполагает формирование прозрачного рынка земель сельскохозяйственного назначения, что позволит: реализовать конституционные права владельцам земельных участков и повысить благосостояние сельских жителей; прекратить теневой движение земельных участков сельскохозяйственного назначения и ввести его в законные рамки; улучшить кредитования и инвестиционный климат отрасли, обеспечить охране почв и цивилизованное землепользования.

Заместитель начальника Житомирского регионального филиала Центра государственного земельного кадастра

АНАЛИЗ ПОСЛЕДНИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ

Исследованием проблемы формирования рынка земель сельскохозяйственного назначения занимаются такие отечественные ученые, как В. И. Артюшин, С. М. Белинская, П. И. Гайдук, Ю. Е. Губени, А. И. Гу-торов, В. М. Заяц, П. Ф. Кулинич, Л. Я. Новаковский, ТО. Осташко, А. С. Песцового, М. И. Пугачев, П. Т. Саб-лук, С. Д. Смолинское, Н. Н. Федоров, Т. В. Уманецьта др.. Вопрос становления и функционирования Государственного земельного банка и ипотеки земель нашли отражение в трудах М. Геенко, А. Е. Гудзь, М. Я. Де-мьяненка, А. Т. Евтух, A. B. Чупис и др.. Однако, несмотря на наличие значительного количества фундаментальных научных исследований, остается ряд нерешенных и дискуссионных вопросов, требующих дальнейшего поиска путей их решения.

Становления Государственного земельного банка как государственного регулятора на рынке земель сельскохозяйственного назначения.

Со вступлением в силу Закона Украины «О рынке земель» ожидается внедрение ипотечного кредитования с использованием залога земельных участков сельскохозяйственного назначения или прав на них. В Земельном кодексе Украины содержится норма (статья 90), которая законодательно закрепляет право передавать земельные участки в залог. Статьей 133 указанного Кодекса определено, что в залог могут передаваться земельные участки, принадлежащие гражданам и юридическим лицам на праве собственности, а также права на них – право аренды земельного участка, право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), право пользования чужим земельным участком для застройки (суперфиций), если иное не предусмотрено законом. Отношении земельных участков, находящихся в общей собственности или совместной аренде, то они (право их аренды) могут быть переданы в залог только с согласия всех совладельцев (соарендаторов).

Земельным кодексом закреплено, что передача в залог части земельного участка (или права на ее часть) осуществляется только после выделения ее в натуре (на местности) в соответствии с документацией по землеустройству, а заставодержателем земельных участков сельскохозяйственного назначения и прав на них (аренды, эмфитевзиса) могут быть только банки.

Долгое время дискуссии велись вокруг того, кто будет заниматься ипотечным кредитованием под залог сельскохозяйственных земель – специализированная государственное ипотечное учреждение или действующие коммерческие банки? В июле этого года постановлением № 609 Правительство определилось, что в Украине должен быть создан Государственный земельный банк как «универсальное финансовое учреждение, активно сотрудничать с коммерческими банками Украины в части рефинансирования, предоставления и получения гарантий, а также брать на себя часть рисков, эт ‘связанных с кредитованием аграриев »[3]. Согласно постановлению Государственный земельный банк создается как публичное акционерное общество с уставным капиталом 120 млн грн, сто процентов уставного капитала которого принадлежит государству. Для формирования уставного капитала банка Кабмин распорядился выпустить и разместить 120 млн простых именных акций номинальной стоимостью 1 гривна каждая [4]. Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно разграничения земель государственной и коммунальной собственности» № 5245-VI от 6 сентября 2012 года предусмотрено, что Кабинет министров передает в уставный капитал Государственного земельного банка земельные участки сельхозназначения государственной собственности. Итак, вопрос формирования уставного капитала банка сейчас законодательно урегулирован.

Предполагается, что Государственный земельный банк будет играть важную роль особенно на начальном этапе введения рынка сельскохозяйственных земель, поскольку здесь возникать много проблемных вопросов, требующих своевременного вмешательства государства и соответствующего регулирования. В частности, при отмене моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения опасность будет заключаться в том, что неограниченное предложение и нерегулируемый спрос может привести к обесцениванию сельскохозяйственных земель и спекуляций на рынке, что приведет массовое их скупки по минимальным ценам. По убеждению академика НААН Украины Юрия Лупенко, при функционировании Государственного земельного банка этих опасностей можно будет избежать, поскольку Госзембанк Украина сможет регулировать цену на землю путем покупки избытка предложения земельных участков. Государственный земельный банк должен активно участвовать в процессе регулирования спроса и предложения на рынке земель.

Для поддержания стабильно высокой цены на земельные участки и, соответственно, стабильного обеспечения кредитов, предоставленных под залог земель или прав аренды на них, земельный банк должен использовать такие механизмы:

    · предоставление владельцам сельскохозяйственных земель кредитов для ведения сельскохозяйственного производства; · выкуп (скупка) земельных участков на рынке земель в случае существенного превышения предложения над спросом; · интервенционный продажу приобретенных ранее земельных участков в случае существенного превышения спроса над предложением.

В этой связи Государственный земельный банк должен выполнять следующие функции:

– Долгосрочное ипотечное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог земельных участков и права аренды на них;

– Реализация преимущественного права на покупку земель сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства и фермерского хозяйства;

– Формирование специального фонда сельскохозяйственных угодий через приобретение в собственность земельных участков по договорам купли-продажи и по решению суда;

– Выкуп заложенного неплатежеспособными должниками имущества и земли в коммерческих банков;

– Выкуп по приличным ценам заброшенных земельных участков, которые в течение длительного времени не обрабатываются или не используются по целевому назначению с последующей их передачей эффективным собственникам или пользователям;

– Участие в выполнении государственных целевых программ по поддержке аграрного сектора.

Вследствие выполнения земельным банком указанных функций будет обеспечено:

    · создание условий для реализации конституционных прав граждан по распоряжению своей земельной собственностью; · развитие агропромышленного производства из-за доступности к кредитным ресурсам; · внедрение экономического механизма регулирования земельных отношений; · осуществление эффективной и целенаправленной кредитно-финансовой и инвестиционной деятельности; · защита интересов собственников земельных участков через поддержание высоких цен на рынке земель сельскохозяйственного назначения.

Защита интересов владельцев сельскохозяйственных земель будет зависеть от ситуации на рынке, в частности, больше получит тот, кто будет продавать земельный участок по более высоким ценам. В этой связи государственная политика в сфере земельных отношений должна быть направлена на поддержание высоких цен на земли сельскохозяйственного назначения, по убеждению отечественных исследователей позволит

– Сдерживать избыточный спрос на земли сельскохозяйственного назначения и содержать умеренные объемы рынка;

– Привлекать под залог сельскохозяйственных земель больше, чем в условиях низких цен (избыточного предложения).

Целесообразность создания Государственного земельного банка обусловливается рядом объективных предпосылок, а именно:

1) Государственный земельный банк должен выполнять функцию своеобразного государственного регулятора на рынке земель сельскохозяйственного назначения и быть надежным финансовым агентом по ипотечным операциям на рынке земель и прав аренды на них;

2) осуществлять финансирование отраслей аграрного сектора, участвовать в реализации государственных программ поддержки приоритетных отраслей;

3) Государственный земельный банк будет выступать гарантом (поручителем) возврат ипотечного кредита в случае получения его сельскохозяйственным товаропроизводителем в любом коммерческом банке;

4) при участии Государственного земельного банка можно свести к минимуму риски для кредитора;

5) устранение спекулятивной деятельности на рынке земель коммерческими банками, поскольку все операции по продаже земель осуществлять только Государственный земельный банк;

6) Государственный земельный банк может осуществлять выкуп неликвидных земельных участков, тем самым обеспечивая финансовую устойчивость коммерческих банков в случае возникновения непредвиденных (форс-мажорных) ситуаций. Для эффективного управления землями государственной собственности при Государственном земельном банке необходимо создать Фонд земель сельскохозяйственного назначения как государственное учреждение, право на земельные участки к которому переходить по решению КМУ, суда или в результате реализации права на покупку земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства и фермерского хозяйства, а также других сделок [6, с. 18].

Распоряжение земельными участками Фонда земель сельскохозяйственного назначения будет осуществляться Государственным земельным банком Украины путем открытой продажи или передачи в аренду согласно уставу, утвержденному Кабинетом Министров Украины.

Проектом Закона Украины «О рынке земель» предусмотрено, что на время пребывания земельных участков в фонде земель сельскохозяйственного назначения Государственный земельный банк Украины должен быть по ним плательщиком земельного налога [5, с. 14-21].

В распоряжение Фонда земель сельскохозяйственного назначения целесообразно передать:

    · сельскохозяйственные земли государственной собственности за пределами населенных пунктов, которые не предоставлены в собственность и пользование (однако, которые могут находиться в аренде); · земельные участки, которые признаны выморочным наследством; · невостребованные земельные доли (паи) (до момента истребования их владельцами или наследниками); · выкупленные земельные участки у собственников, которые выезжают на постоянное место жительства за границу; · выкупленные земельные участки у наследников, имеющих иностранное гражданство; · земельные участки, изъятые для общественных потребностей; · приобретенные земельные участки частной собственности по гражданско-правовым договорам в соответствии с законодательством; · земельные участки или права на них, которые переходят к Государственного земельного банка в результате неплатежеспособности заемщика.

Вывод

В Украине сформировался ряд объективных предпосылок для создания Государственного земельного банка как государственного регулятора на рынке земель сельскохозяйственного назначения.

Введение и функционирование Государственного земельного банка будет способствовать обеспечению долгосрочного ипотечного кредитования под залог земель; формированию цивилизованного рынка земель; реализации программ, связанных с аграрной и земельной реформами; формированию необходимых экономических условий для рационального использования земель сельскохозяйственного назначения; эффективному управлению землями государственной собственности; проведению единой политики в сфере стоимостной оценки земель. Создание указанного банковского учреждения будет утверждать в сознании граждан Украины уверенность в серьезности намерений государства по социально-экономической направленности реформирования земельных отношений и развитии аграрного сектора страны.

Аннотация. Определены проблемы становления государственно земельного банка как державного регулятора на рынке земель сельскохозяйственного назначения и определены основные предпосылки его формирования.


Fatal error: Class 'Get_links' not found in /home/evgeni11/zemelniyuchastok.pp.ua/www/wp-content/themes/green_hands_wp/comments.php on line 164