Счетчики
Яндекс.Метрика

Проблемы осуществления контроля за использованием и охраной земель

Проблемы осуществления контроля за использованием и охраной земельСогласно статье 14 Конституции Украины земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства.

Статьей 13 этого же Основного закона Украины установлено, что земля является объектом права собственности украинского народа, от имени которого права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных настоящей Конституцией.

Одним из полномочий сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений является осуществление контроля за использованием и охраной земель коммунальной собственности, соблюдением земельного и экологического законодательства (статья 12 Земельного кодекса Украины).

Однако, до сих пор еще не завершено разграничение земель государственной и коммунальной собственности. Так, по данным Государственного агентства земельных ресурсов, в Украине до сих пор ни одного гектара земли официально не переданы в коммунальную собственность.

Учитывая такую ситуацию, пунктом 12 раздела X Переходных положений Земельного кодекса Украины установлено временную норму о наделении функцией распорядителя земель и органов государственной власти различных уровней, и местных советов. Так, до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце втором настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы с учетом требований абзаца третьего этого пункта, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти.

Целью этой статьи является выявление и исследование пробелов законодательства по реализации советами полномочий в сфере осуществления самоуправляющегося контроля за использованием и охраной земель и наведения предложений для их устранения.

Согласно статье 187 Земельного кодекса Украины контроль за использованием и охраной земель состоит в обеспечении соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами земельного законодательства Украины.

Статьей 20 Закона Украины «Об охране земель», статьей 189 Земельного кодекса Украины закреплено, что самоуправляемый контроль за использованием и охраной земель осуществляется сельскими, поселковыми, городскими, районными и областными советами.

Однако, других норм, которые бы устанавливали порядок осуществления такого контроля, полномочия советов при его совершении т. д., действующее законодательство не содержит.

Впрочем, вопросы организации и осуществления государственного контроля за охраной и использованием земель урегулирован специальным Законом Украины «О государственном контроле за использованием и охраной земель»

Учитывая указанные обстоятельства, Донецким городским советом была предпринята попытка решения существующей проблемы путем принятия отдельного норма-тивно-правового акта. Решением Донецкого городского совета от 19.09.2008 № 23/8 утверждено Положение о самоуправляемый контроль за использованием и охраной земель в г. Донецке, определяющий порядок осуществления самоуправляющегося контроля за использованием и охраной земель на территории города.

Однако, принятие такого решения не дало желаемого результата.

В частности, при обращении Донецкого городского совета в суд с исками об устранении нарушений требований земельного законодательства, установленных в ходе проведения самоуправляющегося контроля, материалы такой проверки не всегда считаются судом надлежащими доказательствами по делу.

Так, решением Калининского районного суда г. Донецка от 03.05.2012 по делу № 522/2047/12 [7] отказано в удовлетворении иска Донецкого городского совета к физическим лицам о прекращении права собственности и отмене государственного акта на право собственности на земельный участок, поскольку, по мнению суда, ссылка истца в иске на использование земельного участка не по целевому назначению, которое якобы допущены ответчиками, не подтверждены в установленном порядке. Суд считает, что указанные нарушения должны устанавливаться не материалами самоуправляющегося контроля, а исключительно специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов в сфере государственного контроля за использованием и охраной земель. Такими действиями суд ограничивает права совета на осуществление контроля за использованием и охраной земель, поскольку не признает материалы проверки по результатам такого контроля как надлежащие доказательства.

Указанный пример свидетельствует о том, что самоуправляемый контроль не рассматривается судами как отдельный вид контроля за использованием и охраной земель. Поэтому

Донецкий городской совет вынужден обращаться в специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов в сфере государственного контроля за использованием и охраной земель с просьбой провести проверку соблюдения требований земельного законодательства, что требует значительной затраты времени и не позволяет городском совете, как распорядителю земель, своевременно и оперативно принимать меры к нарушителям земельного законодательства.

Существующие пробелы законодательства, как видим, делают недейственным на практике институт самоуправляющегося контроля за использованием и охраной земель.

Такое положение отрицательно влияет на развитие земельных отношений, особенно на сохранение земель как основного национального богатства нашей страны.

С целью исправления такого положения необходимо внести соответствующие изменения в законодательство.

Во-первых, необходимо дополнить пункт 12 раздела X Переходных положений Земельного кодекса Украины, предусмотрев, что ради до разграничения земель государственной и коммунальной собственности имеют полномочия не только по распоряжению землями в пределах населенных пунктов, но и по осуществлению контроля за охраной и использованием таких земель.

Во-вторых, для решения проблемы определения порядка и особенностей осуществления самоуправляющегося контроля за использованием и охраной земель советам необходимо, руководствуясь ст. 144 Конституции Украины, ст. 73 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» [8], разрабатывать местные положения о самоуправляемый контроль на территории соответствующего населенного пункта и принимать решение об утверждении этих положений.

С целью повышения статуса и ответственности органов местного самоуправления при осуществлении самоуправляющегося контроля за использованием и охраной земель считаем целесообразным внести изменения в статью 189 Земельного кодекса Украины, дополнив ее абзацем вторым следующего содержания: «Порядок организации и осуществления самоуправляющегося контроля за использованием и охраной земель устанавливается Положениями, которые утверждаются соответствующими советами ».

Указанные изменения положительно скажутся на сохранении земель как основного богатства Украины путем введения в действие полномочий советов по осуществлению самоуправляющегося контроля за использованием и охраной земель, способствовать пополнению местных бюджетов за счет устранения нарушений земельного законодательства.


Fatal error: Class 'Get_links' not found in /home/evgeni11/zemelniyuchastok.pp.ua/www/wp-content/themes/green_hands_wp/comments.php on line 164